Алгоритм - точное предписание о том, какие действии и в какой последовательности надо выполнить, чтобы достичь результата в любой из задач определенною вида; Это задание, состоящее из команд, всегда нацелен на исполнителя.
В начале, я познакомила детей с алгоритмом, проговорила, объяснила, научила детей «читать алгоритмы».
Затем мы с ребятами выполняли индивидуальные и групповые задания по использованию таблиц – алгоритмов. В дальнейшем дети сами действовали согласно картинкам алгоритма. В раздевалки в группе были установлены схему по одеванию в зимний, весенний, летний и осенний период.
Например: Алгоритм одевания зимней одежды.
1.Одеваем колготки и носки;
2.Фудболку и штаны;
3.Кофту с длинным рукавом;
4.Сапоги;
5.Куртку;
6.Шапку и шарф.
Таким образом, многие знания, которые ребенок не может усвоить на основе словесного объяснения воспитателя, он легко усваивает, если эти знания, которые дают ему в виде действий с моделями, а впоследствии эти же алгоритмы выступят в роли верных помощников в организации самостоятельной деятельности.
Модельные и символические средства позволяют развивать творческие и познавательные способности у детей, а также способствуют формированию самостоятельности и навыков планирования, зрительное внимание, помогают развивать ассоциативное мышление, воображение, зрительную память.
По такой же логике работает и алгоритм умывания.
Каждый раз, приходя в умывальную комнату, я обращаю внимание детей на понятные для них картинки.
Например: Правила мытья рук
1.Моем руки.
2. Берем в одну руку зубную щётку. В другую руку мы берём тюбик зубной пасты. Открываем тюбик с пастой. Выдавливаем некоторое количество пасты на щётку. Закрываем тюбик. Кладём пасту на место.
3. Открываем рот. Энергично трём зубы щёткой вправо и влево.
4.Споласкиваем водой рот.
5.Споласкиваем щетку.
6.Ставим ее в стакан.
По такой же схеме проходит алгоритм дежурства
1.Моем руки с мылом.
2.Вытераем руки.
3.Надеваем фартук.
4.Надеваем головной убор.
5.Серверуем стол.
6.Снемаем фартук и головной убор.
Для раннего и младшего возраста картинки обозначают буквально предметы, на которые должны быть направлены действия малыша.
В дальнейшем эти модели малышу подскажут «маршрут» его действий, если вдруг меня не будет рядом с ним. Например: Правила посещения туалетной комнаты
Таким образом, наглядность в данном случае помогает не только развитию мыслительных процессов, анализу изображения и алгоритму следования, отображенной в модели действия, но и помогает ребенку чувствовать себя самостоятельным, «взрослым». В заключении хотелось бы отметить, что универсальных методов в педагогике, элементы которых получили бы в образовании и воспитании детей широкое применение, не так много. Метод моделирования для развития умственных процессов детей помогает решать очень важные познавательные задачи. Использование моделирования не должно быть «стихийным», важно понимать возрастные, индивидуальные особенности ребенка и виды моделей, которые можно бы было применить в каждом конкретном случае. Тогда данный метод поможет дошкольнику в развитии умственных способностей, в формировании готовности ребенка к обучению в школе.
Информация: https://www.park.by/
раскрыть » / « свернуть