Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, радоваться, сочувствовать, сопереживать, общаться, приобретать социальный опыт. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем, сформировать правильное родительское поведение.
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.
Ведущая цель - создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo - педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни учреждении дошкольного образования.
Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию, монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга, научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров.
Основные задачи взаимодействия воспитателя и родителей:
изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в учреждении дошкольного образования и семье;
знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в учреждении и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях учреждении дошкольного образования и семьи в решении данных задач;
создание в учреждении условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);
поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Но иногда возникает непонимание между педагогами и родителями. Причин, препятствующих продуктивному взаимодействию педагогов с родителями, несколько:
низкий уровень социально-психологической культуры родителей и воспитателей;
непонимание родителями самоценности дошкольного детства и его значения для формирования личности в целом;
недостаточная информированность родителей об особенностях жизни и деятельности детей в учреждении дошкольного образования, а воспитателей – об условиях и особенностях семейного воспитания;
отношение педагогов к родителям не как к субъектам воспитательной деятельности, а как к её объектам;
неумение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, находить причины своих ошибок;
Формы работы с семьёй могут быть самыми разнообразными и зависеть от поставленных целей и желаемых результатов:
информационно-аналитические. Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Проведение социологических срезов, опросов;
досуговые. Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках;
познавательные. Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей. Формы проведения могут быть разнообразными семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей.
наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские. Ознакомление родителей с работой учреждения дошкольного образования, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.
информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек.
раскрыть » / « свернуть