Алгоритм создания команды государственного учреждения образования «Дошкольный центр развития ребенка «Солнышко» г. Слуцка»
Название «Солнечная команда».
Наш девиз: «Сила знания в наших руках, даже без розетки».
Шаг 1
1.1 Информационное изучение особенностей проекта. Изучить методические материалы, интернет-ресурсы, передовой педагогический опыт.
Проблема. Собрать необходимый информационный ресурс, проанализировать его, переосмыслить, принять правильное решение.
Совет. Перед принятием решения ответить на вопросы: «для чего?», «зачем?», «чтобы что?».
1.2 Анализ возможностей самого учреждения дошкольного образования. Провести изучение сети образовательных услуг, предоставляемых в учреждении, определить наличие педагогов, которые смогут работать в данном направлении, изучить наличие условий для организации работы (соответствие предметно-пространственной среды в учреждении, наличие помещений для организации деятельности с детьми), заинтересованность законных представителей в важности реализации данных целей и задач для их детей.
Проблема. Нехватка квалифицированных специалистов, готовых работать в новом направлении, несоответствие условий для реализации проекта (оснащение развивающей предметно-пространственной среды для качественного проведения образовательного процесса, наличие технических средств (принтер, ламинатор, ноутбук и т.д.), недопонимание законными представителями значимости целей и задач нововведения для их детей.
Совет. Секрет успеха сильного коллектива – это постоянное развитие, постоянное движение. Не бойтесь пробовать. Все это решается, если есть желание.
Шаг 2
2.1 Изучение заинтересованности педагогических кадров во внедрении проекта. Для отбора тьюторов нужно провести изучение мотивационной готовности через анкетирование, тестирование, собеседование, выявить самооценку педагога через наблюдение за его деятельностью, ведением тетради успеха.
Проблема. Определение возможных претендентов на роль тьютора, исключение случайных людей.
Совет. Отобрать педагогов с более высоким уровнем мотивации, способных находиться в поиске педагогических идей по обновлению и совершенствованию образовательного процесса.
2.2 Выбор руководителя проекта. Методом выбора руководителя может быть анкетирование, голосование, опрос.
Проблема. Коллектив может предложить несколько кандидатур.
Совет. При выборе руководителя проекта учитывать профессиональные, деловые и личностные качества. Это должен быть трудолюбивый, инициативный, целеустремленный, принимающий нестандартные решения и умеющий вести за собой коллектив.
Шаг 3
3.1 Создание возможностей для прохождения онлайн обучения. Процесс обучения должен охватить всех участников. В учреждении важно обеспечить педагогов компьютерами с выходом в интернет. Оказать помощь в технической поддержке. Организовать методически правильное изучение предложенных материалов в индивидуальной, подгрупповой и групповой форме. Сопровождать педагогов на протяжении всего обучения.
Проблема. Большой поток новой информации и неполная готовность в короткие сроки ее переработать и систематизировать.
Совет. Действовать по принципу «Я+ТЫ=МЫ». Помочь осмысленно разобраться с большим количеством поступающей информации. Это поможет установить благоприятные межличностные отношения в команде.
Шаг 4
4.1 Организация работы руководителем команды и замотивированность членов команды. Руководителю команды нужно выработать правильную стратегию мотивации, уметь поддерживать энтузиазм среди тьюторов, объединить их, дать возможность проявлять инициативу, быстро принимать решения, активно действовать.
4.1.1 Руководителю команды необходимо четко определить цели и задачи, своевременно об этом информировать команду.
4.1.2 В решении поставленных задач учитывать мнение каждого тьютора. Организовать общение между членами команды, так как можно упустить много интересных идей или не узнать о каких-то проблемах членов своей команды.
4.1.3 Распределение ролей между членами команды. Каждый человек обладает сильными и слабыми сторонами.
Чтобы команда работала максимально продуктивно, у каждого участника должна быть определённая роль, соответствующая их сильным сторонам. Роль конкретного участника определяется его вкладом в работу команды и взаимоотношениями между участниками команды. Здесь важно донести до члена команды понимание того, что каждый из них несет ответственность за результаты своих действий, и при этом ему предоставить свободу при выполнении поставленных задач.
Проблема. Педагоги не всегда могут «вжиться» в свою роль, стесняются обращаться друг к другу за помощью или высказать свое мнение, так как думают, что могут быть непонятыми другими членами команды.
Совет. Задействуйте людей в рамках их сильных сторон. Это не только сохранит им мотивацию, но и повысит общую эффективность команды.
Организуйте работу так, чтобы каждый в команде понимал, на какой результат направлена его деятельность. Используйте каждую возможность взаимодействовать в команде друг с другом.
Шаг 5
5.1. Формирование традиций в команде. Команда – это своего рода семья, в которой важны взаимная поддержка и доверие. На всех стадиях развития команды возникают, крепнут и сплачивают команду традиции. Каждой команде присущи свои традиции. Важно, чтобы все традиции работали на сплочение команды и не вызывали негативные эмоции. Традиции должны строиться на собственном желании большего количества членов команды. Создайте командный дух и поддерживайте его. Организуйте командные мероприятия.
В нашей команде это проведение еженедельных методических посиделок с изучением содержания методической копилки. (У команды есть своя методическая копилка, в которую помещается в течение недели все положительные и проблемные вопросы, оформленные в виде записки, которые во время методических посиделок рассматриваются, собираясь командой тьюторов для анализа полученных результатов нашей деятельности и обсуждения планов и перспектив в работе). Формы проведения используются разные:
круглые столы проводятся с целью выработки общего мнения, позиции тьюторов по обсуждаемой проблеме»;
мозговой штурм используется при обсуждении методики работы для принятия решений по определенной проблеме ВАЖНЫМ в данной форме работы является обсуждение высказанных идей;
решение педагогических задач используется, когда необходимо познакомиться с особенностями проведения того или иного занятия, проанализировать, исследовать педагогическую ситуацию, представить себе возможные последствия каждого предполагаемого шага;
диспуты используются, когда имеется значимая, проблемная, предоставляющая разные точки зрения ситуация;
мастер-классы, используются для отработки практических навыков по различным проблемным вопросам, с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников команды;
семинары-практикумы используются для совершенствования профессионального мастерства, обсуждения различных точек зрения через ведение дискуссии и выработки единой позиции в решении проблем;
тренинги используются для отработки определенных профессиональных навыков и умений.
Проблема. Требуется подготовка с определенным количеством затраченного времени. Педагоги могут некачественно подготовиться к мероприятию.
Совет. Главное, чтобы традиции не были застывшими. Создайте здоровую конкуренцию. Введите систему вознаграждения, в которой люди, вкладывающие больше всех усилия, получат какой-нибудь приз. Главное, чтобы система вознаграждения была прозрачна, а победить мог абсолютно любой.
Шаг 6
6.1 Обсуждение результатов командной работы. Даже незначительные достижения достойны внимания. Путь к успеху выложен именно незначительными достижениями. Необходимо в команде обсуждать все положительные моменты. Это все создает творческую среду. Порой благоприятная среда важнее денег.
Проблема. Иногда тьюторы столкнувшись с проблемой, не достигнутым ожидаемым результатом, падают духом, а не обращаются за поддержкой.
Совет. Предоставьте возможность для проявления скрытых знаний, способностей и возможностей каждому из членов команды. Понимайте и принимайте новые идеи и обязательно отмечайте заслуги по результатам работы команды. Постоянно обсуждайте с членами команды видение будущего результата.
«В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить», – сказал когда-то великий Сократ. Чтобы «солнце засветило в ребенке», еще дошкольного возраста нужно создавать условия для развития природных задатков детей, раскрытия их способностей и талантов, выявлять среди них наиболее одаренных.