Подготавливая ребенка к школе, родители обычно учат его читать, писать и считать. Более прогрессивные прививают детям азы иностранных языков. Что же касается основ информатики, то ею, к сожалению, с дошкольниками занимаются гораздо реже. Происходит это по разным причинам.
Одни родители имеют смутное понятие об информатике как о науке. Многим кажется, что изучать информатику без компьютера – это как учиться ездить на велосипеде без велосипеда.
Другие считают, что эта наука не предназначена для дошкольников. А это в корне неверно, так как при грамотном подходе к этому вопросу ребенок усваивает необходимую информацию комплексно, изучая основы счета, развивая пространственное мышление, логику и многие другие навыки.
Психолого-педагогические исследования доказали, что основные логические умения на элементарном уровне формируются у детей, начиная с 5-6-летнего возраста. Они служат основой для формирования алгоритмической грамотности, которая дает возможность включать аппарат логики в структурную и содержательную организацию информации. Таким образом изучение основ алгоритмизации способствует возникновению у дошкольников механизмов обработки информации и решает задачу их подготовки к школьному обучению, которое строится преимущественно на логическом мышлении.
На сегодняшний день роль информатики как науки очень сильно возросла, поэтому современные родители должны понимать, что при подготовке ребенка к школе они должны уделять этому предмету больше значения, чем это было в годы их собственной учебы.
В чем особенности учебной программы Парка высоких технологий «Информатика без розетки» для дошкольников?
Есть три основные особенности.
Во-первых, ранний возраст обучаемых. В 5–7 лет активно развивается мышление, которое лежит в основе успешного усвоения знаний, умений и навыков. Поэтому так важно сформировать у детей умение мыслить логически еще до того, как они начнут свое обучение в школе.
Во-вторых, тесная связь курса с информатикой. Например, формируя в игровой форме у ребят умение обобщать и классифицировать предметы по общему признаку, находить «лишний» предмет, мы фактически подготавливаем их к умению пользоваться таким понятием в информатике, как циклические вычислительные процессы.
В-третьих, дидактический материал курса разработан таким образом, при котором основным видом деятельности детей является игра. Ведь игра - это работа и жизнь детей. Дети через игру УЧАТСЯ. Концентрация, умение ждать и терпеть, делать выбор, внутренняя мотивация, активное развитие когнитивных функций мозга, критическое мышление, работа с эмоциями - это все, что дети развивают через игру. Это не развивается через организованную академическую деятельность, особенно в раннем детстве (0-6 лет). Игра – это наиболее доступный для детей дошкольного возраста вид деятельности, способ переработки полученной из окружающего мира информации.
Чем обучение отличается от развития, что из этого нужно начать раньше?
Развитие – это процесс познания нового. Изменение, которое несет за собой появление нового качества, навыка, знания.
Обучение – воздействие, которое провоцирует появление новых знаний, навыков.
Таким образом, развитие – это совокупность приемов и методов, которые позволяют ребенку самообучаться, а обучение – это процесс, который включает в себя передачу фактов, навыков и знаний, которые ребенок должен понять или запомнить.
Цель раннего развития – стимуляция психических и физических способностей ребенка, развитие мышления, аналитических способностей, логики, памяти, внимания, воображения.
Целью раннего обучения, как правило, является обучение детей раннему овладению такими навыками, как чтение, письмо и счет (точнее – буквам и цифрам).
При рождении у новорожденного ребенка мало связей между нейронами мозга, и далее эти связи начинают интенсивно формироваться. Этот процесс сопутствует закреплению навыков или запоминанию знаний. Ребенок протягивает руку, чтобы дотронуться до чего-то – возникает новая связь; замерзает и плачет из-за этого – новая связь; видит маму и улыбается – новая связь. Чем больше нейронных связей в мозге малыша, тем быстрее идет развитие и тем более сложные задачи он может решать.
Родители могут провоцировать развитие нейронной сети, если зададутся целью начать раннее развитие крохи. Для этого, например, необходимо постоянно наполнять жизнь ребенка новыми ощущениями, картинками, музыкой, звуками, разницей температур и т. д.
Когда малыш чуть подрастет, в его жизнь нужно стараться привносить необычное и неожиданное. Например, можно с ним рисовать не красками, а крупой на плоских поверхностях или делать поделки из глины и теста. Чем больше многообразных применений стереотипным предметам и понятиям, тем лучше.
Таким образом, развитие ребенка можно начинать уже с первых дней, а вот с обучением нужно пока подождать до образования в его мозгу нужного количества нейронных связей.
Почему нужно уделять внимание раннему развитию?
Некоторые родители считают, что раннее развитие не особенно важно для дальнейшего обучения ребенка. Это не совсем правильная установка, так как своевременная помощь в формировании нейронных связей ускорит процесс в несколько раз.
Головной мозг новорожденных и дошкольников короче, чем у школьников и взрослых. До 4 лет происходит почти равномерный рост мозга в длину, ширину и высоту, а с 4 до 7 лет особенно интенсивно увеличивается его высота. Отдельные доли мозга растут неравномерно: лобная и теменная доли растут быстрее височной и особенно затылочной. Наиболее интенсивно головной мозг человека развивается в первые 2–3 года постнатального развития. Затем темпы его развития немного снижаются, но продолжают оставаться высокими до 6–7 лет, к этому моменту масса мозга достигает уже 4/5 массы взрослого мозга. После 9 лет масса головного мозга увеличивается медленно, к 20 годам она достигает уровня взрослых, а наибольшую массу мозг имеет в 20–30 лет.
В книге Гордона Драйдена и Джаннетт Вос "Революция в обучении". Научить мир учиться по-новому» приводятся такие сведения: «Большинство исследователей в области человеческого мозга убеждены, что 50% способностей человека к обучению развиваются в течение первых четырех лет жизни. Речь идет не о 50% знаний и не о 50% мудрости. Но за эти первые годы мозг ребенка создает около 50% основных соединений между клетками мозга – тех самых путей, на которых в дальнейшем и будет основываться процесс обучения… Поскольку 50% способностей человека к обучению развиваются в течение первых четырех лет жизни, а еще 30% – до восьми лет, то основное внимание должно уделяться программам развития ребенка в раннем возрасте».
В возрасте от 5 до 6 лет мозг ребенка очень пластичный, он способен вмещать в себя большой объем информации.
Дети действительно легко и много запоминают, быстро осваивают новое. Наглядное тому подтверждение: дети могут рано научиться читать, считать, запоминать сразу два языка, одновременно они танцуют, рисуют, поют.
Развитие ребенка наиболее эффективно проходит в игровой деятельности, так как она естественна для детей в возрасте до 6 лет, а вот учебная, при прочих равных условиях, – менее эффективна (у 5–6‑летнего ребенка для учебного процесса еще не сформировалась кора головного мозга). В 5 лет ребенок вступает в особый период своей жизни – старший дошкольный возраст. Психологи называют его базовым, так как в этот период закладываются 90% черт личности взрослого человека. Он уже отходит от авторитета и полного принятия мнения взрослого, продолжаются активные процессы самоидентификации, начавшиеся в 3 года. У малыша формируется свое мнение и свой взгляд на мир. В возрасте около 5 лет в развитии ребенка происходит большой скачок: появляется способность произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания. Теперь ребенок уже может принять и попытаться выполнить задачу «запомнить», «сосредоточиться».
Образовательный проект «Информатика без розетки» для учреждений дошкольного образования позволяет выявить у дошкольников на ранней стадии задатки для развития в дальнейшем аналитических способностей и развивает у детей психические процессы, такие как мышление, память, речь, внимание и воображение. При проведении занятий педагоги осуществляют индивидуально-ориентированный подход к развитию каждого ребенка.